11 преимуществ детей-интровертов
Многие родители интровертов очень переживают за своих детей. Погруженный в себя, замкнутый, с медлительной речью, такой ребенок производит неблагоприятное впечатление в детском саду или школе и часто становится изгоем среди сверстников.
Родители всеми силами пытаются его «исправить», сделать общительным, веселым, напористым – в общем, таким, как все. Это большая ошибка, утверждает психотерапевт Марти Лэйни (Marti Olsen Laney), ведущий в США специалист по интроверсии.
Марти Лэйни – сама интроверт, мама и бабушка интровертов. Она по себе знает, как нелегко приходится таким людям в мире экстравертов. Но надо ли ломать ребенка, пытаясь его переделать? Марти Лэйни убеждена, что ничего, кроме страданий и чувства неполноценности, это детям не принесет. В своей книге «Мой ребенок – интроверт» * она предлагает родителям подумать о сильных сторонах ребенка-интроверта и опираться на них в его воспитании.
1. У ИНТРОВЕРТОВ БОГАТАЯ ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ
Дети-интроверты отлично знают, что у них есть собственный внутренний мир. Он отличается необычайной живостью. Вместо того чтобы беспрестанно оглядываться на других, они опираются на внутренние ресурсы и руководствуются собственными представлениями. Поэтому они устойчивы к давлению со стороны других и редко поддаются стадному чувству. Они всегда хотят проникнуть в суть вещей. Погруженность в себя – источник их силы, но она же может привести к чувству одиночества. Они стремятся познать не только себя, но и других людей, понять, что ими движет.
Что делать: родителям нужно помочь маленьким интровертам научиться выражать свои мысли, овладевать искусством общения. Без контакта с единомышленниками – детьми или взрослыми – дети-интроверты начинают думать, что другим совершенно чужды и незнакомы их переживания, что от окружающих их отделяет непреодолимая стена. Надо оберегать внутренний мир маленького интроверта. Делитесь с ним своими мыслями и чувствами, спрашивайте, что он о них думает, но не торопите с ответом, дайте ему время на размышление.
2. ИНТРОВЕРТ УМЕЕТ «НЮХАТЬ РОЗЫ»
Другими словами, дети-интроверты умеют жить и наслаждаться настоящим, ценить мелочи, детали, мимо которых экстраверты проходят, не повернув головы. Часто таким детям даже не нужно выходить из дома, чтобы найти интересное занятие. Они получают удовольствие от неторопливого ритма жизни и придают большое значение простым радостям.
Что делать: не смейтесь над способностью вашего маленького интроверта получать удовольствие от неспешной прогулки, от строительства палатки из одеяла, от сидения дома за раскрашиванием картинок. Найдите время, отвлекитесь от суеты и разделите минуту спокойствия с ребенком. Наши маленькие интроверты напоминают нам, что жизнь как раз состоит из таких моментов.
3. ДЕТИ-ИНТРОВЕРТЫ ЛЮБЯТ УЧИТЬСЯ
У них неподдельная жажда познания, но им нередко трудно показать это в школе, в окружении шумных, активных одноклассников. В вузе им будет легче: там система обучения больше соответствует характеру интроверта. Многие интроверты хорошо пишут, нередко ведут дневник втайне от окружающих. Обычно они получают большое удовольствие от чтения. Им нравится читать вслух самим или слушать, как читают им (это относится и к аудиокнигам). Они ведут непрекращающийся внутренний диалог, постоянно сравнивая усвоенную информацию со своим мнением и своими реакциями.
Что делать: поощряйте и развивайте его интерес к учебе. Без постоянного притока информации, дающей толчок мышлению, ребенок может заскучать и даже впасть в депрессию. Запишите его в библиотеку, водите его туда регулярно и не торопите при выборе книг. Обсуждайте с ним книги и фильмы. Пусть он поймет, что это не просто приятное времяпрепровождение, а средство познания окружающего мира и связи с ним. Помогайте ему найти книги и фильмы по его интересам.
4. ИНТРОВЕРТЫ СПОСОБНЫ НЕСТАНДАРТНО МЫСЛИТЬ
Дети-интроверты умеют творчески подходить к решению проблем. Они обычно выслушивают и впитывают всю информацию, некоторое время ее обдумывают и наконец выдают неожиданный, но, как правило, разумный ответ. Дети анализируют обстоятельства в контексте своего индивидуального мышления и приходят к сложным решениям, нередко высказывая при этом свежие и оригинальные идеи.
Что делать: всячески поощряйте творческое мышление своего малыша. Спрашивайте его мнение по разным вопросам. Советуйтесь с ним относительно проблем, с которыми сталкиваетесь сами. Если у него неприятности, ищите творческий путь к нестандартному решению. Например, попросите ребенка нарисовать картину, сочинить рассказ, стихотворение, пьесу или песенку о том, что его тревожит. Пусть он увидит, что сам процесс творчества может привести к интересным результатам.
5. ИНТРОВЕРТЫ – ТВОРЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
Творчество – близкий родственник нестандартного мышления. Недаром среди интровертов много писателей, художников, танцовщиков, актеров, музыкантов. Творческий человек воспринимает мир как огромную мозаику. Складывая ее элементы по-своему, он создает нечто новое и необычное.
Что делать: поощряйте творческие способности вашего маленького интроверта. Покупайте ему краски, карандаши, пластилин и не бойтесь грязи. Пусть у вашего ребенка будут музыкальные инструменты – не бойтесь шума. Пусть ребенок фантазирует – не критикуйте его. Предложите ему описать его самые сильные творческие переживания. Пробуйте увлечь его танцами, пением, игрой на музыкальном инструменте или в любительском театре, водите в музеи, на концерты, спектакли, на блошиные рынки – пусть он наблюдает как можно больше способов творческого самовыражения.
Источник: http://www.psychologies.ru/roditeli/children/_article/11-preimushhestv-detej-introvertov/